Коррекция или рецессия?

2014 год стал для Charterscanner первым годом становления на рынке. Но, несмотря на все трудности, с которыми пришлось столкнуться при «закладке фундамента», в компании оценивают двенадцать месяцев ушедшего года крайне положительно. Об изменяющихся условиях работы на рынке, рецептах выживания и прогнозах, BizavNews рассказал соучредитель системы онлайн бронирования частных самолетов Charterscanner Игорь Алехин.

Игорь, совсем недавно мы вместе подробно рассматривали все основные процессы, которые происходят на нашем рынке. В принципе, говорили в основном о позитивных моментах. Но вот прошло всего несколько месяцев, и мы в совершенно иных реалиях. Ваши ощущения и мысли по поводу хотя бы ближайших шести месяцев?

Действительно, с момента последнего нашего диалога (август 2014) произошли серьезные изменения в политической ситуации в мире в целом и в России в частности. Динамика развития событий в стране по негативному сценарию затрагивает всех граждан, и, к сожалению, участники рынка деловой авиации не являются исключением. Не скрою, присутствует некоторое напряжение в работе, но, как это ни странно, оно больше связанно с экономической нестабильностью и постоянной концентрацией на изменении обстоятельств, чем с перспективой оттока пассажиров из сегмента чартерных перевозок. Мы ожидаем, что в 2015 году в среде обеспеченных людей будет преобладать тенденция: избавляться от дорогих неликвидных активов – под эту категорию попадают частные самолеты. Их владельцы предпочтут серьезным затратам на содержание воздушного судна выгодные перелеты на арендованных самолетах. Так как процесс продажи в лучшем случае занимает до полугода, есть вероятность, что рынок доступных для чартера самолетов расширится новыми бортами от частных владельцев, которые захотят таким образом минимизировать свои расходы на содержание ВС, выставленного на продажу.

Кроме этого, будут присутствовать «скачки» между классами бизнес-джетов, преимущественно с тенденцией к сокращению перелетов на флагманах в пользу более доступных авиалайнеров. Будут и такие пассажиры, которые перейдут частично или полностью в первый и бизнес-классы регулярных авиалиний, но это все же минимальный процент от общего потока. Поведение преобладающего большинства клиентов российского рынка деловой авиации в 2015 году будет сводиться к оптимизации расходов на перелеты и более агрессивному покрытию затрат на содержание самолетов в собственности.

 

Коррекция рынка – этим определением сейчас оперируют практически все СМИ, но именно этот термин необходим нам для четкого понимания основных процессов на рынке. За последние три-четыре месяца Вы наблюдаете глобальные процессы или они только зарождаются?

Вопреки ожиданиям коллег по рынку, связанным с санкциями, введенными в отношении определенных русских политиков и бизнесменов, процент рейсов внутри СНГ остался на прежнем уровне. Среди основных направлений остаются аэропорты, прилегающие к популярным горнолыжным курортам, и города с высокой бизнес-активностью: Шамбери, Тулон, Зальцбург, Цюрих, Ницца, Москва, Лондон, Вена, Рига, Санкт-Петербург.

Читайте также  В авангарде рынка

Однако, мы уже сейчас ощутили заметные колебания в количестве рейсов. После знаменитого черного вторника, 16 декабря, чартерный рынок в России встал на несколько дней, хотя в предыдущие годы на начало и середину этого месяца приходился самый пик бронирования перелетов на новогодние и рождественские праздники. Пассажиры же с европейским гражданством более уверенно подтверждали рейсы в течение всего предновогоднего периода. В аэропорте Клотен, например, все слоты на 3-4 января были расписаны еще в середине декабря. Цюрих – это пример одного из ряда направлений, которое всегда будет востребовано вне зависимости от мировой ситуации.     

Постоянно находясь в диалоге с операторами, мы сделали вывод, что изменился портрет конечного пользователя услуг бизнес-авиации. «Владельческие» самолеты все больше находятся на земле, а наиболее активные пользователи – бизнесмены – пересаживаются на воздушные суда меньшего класса. Согласны ли Вы с этой оценкой?

Согласен, но частично. Владельцы воздушных судов, средства которых позволяют пережить тяжелый экономический период «без резких движений», стремятся сохранить свой статус, но при этом, как я уже говорил, покрыть в какой-то степени расходы на содержание самолета. Клиенты чартерного рынка будут обращаться напрямую к операторам, избегая любых посредников, и не удивительно: в 2014 году с учетом роста курса евро и доллара по отношению к рублю на 72,2% и 51,7% соответственно, очевидно, что даже первоначальная стоимость перелетов на рынке выросла более чем в половину в рублевом эквиваленте. В таких реалиях пассажиры склонны полностью отказываться от услуг брокеров, ведь, в том числе, это и их заслуга, что конечная стоимость поднимается в 2 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Я убежден: сейчас для Charterscanner пришло самое благоприятное время для активного развития в регионе СНГ, ведь в совокупности все факторы текущей ситуации приводят к разумному желанию клиента получать больший охват предложений с первой стоимостью. Это отличный шанс показать консервативным клиентам, которые сейчас более мобильны и открыты к восприятию, новый, ранее им незнакомый, выгодный способ поиска чартера, который кардинально отличается от любых других.

Можно ли говорить о том, что в сегменте онлайн продаж возможны определенные перемены, ведь пытаясь минимизировать расходы, клиенты все чаще будут пользоваться именно услугами компаний, «работающих через сеть»?

Не совсем так, хоть в последнее десятилетие и заметна глобализация онлайн площадок в различных сферах товаров и услуг, в малой авиации люди по-прежнему отдают предпочтение только надежным компаниям, о которых есть положительные отзывы, в том числе и хорошая репутация на профессиональном рынке, кто работает на клиента, а не на зарплату, развивает сервис и улавливает общую динамику роста. По этим параметрам у нас есть колоссальные преимущества перед другими системами бронирования чартеров. Кроме того, что прямых конкурентов мы не имеем, потому как все подобные площадки – это брокеры в цифровом формате, которые закладывают существенную комиссию в стоимость рейса или объявляют членский взнос, система Charterscanner, в противовес рыночной тенденции, но в пользу всех клиентов деловой авиации, является абсолютно бесплатной для пользования.

Читайте также  Пролетая над пробками

Пожалуй, самый популярный вопрос, который мы слышим, это «На чем же зарабатывает Charterscanner?». Очень логичный вопрос при условии абсолютного отсутствия расходов на поиск самолета. Практически каждому новому клиенту мы персонально разъясняем простой принцип работы системы – оператор платит небольшой фиксированный ежемесячный членский взнос, не привязанный к количеству забронированных рейсов, за возможность предлагать свой флот на площадке Charterscanner, привлекать новых клиентов и повышать лояльность текущих. Таким образом, у нас нет необходимости накручивать стоимость рейса, а в условиях экономической нестабильности прямая стоимость и авторитет компании будут играть ключевую роль в принятии решения о выборе сервиса – в онлайн среде или вне ее, клиент будет стремиться получить услугу высокого уровня и лучшее предложение.   

Кроме перечисленного, Charterscanner не только является самым выгодным поисковиком чартерных перелетов, мы также силами нашего собственного операционного центра оказываем полное круглосуточное сопровождение рейса, контролируем все детали его успешной организации и выполнения, в том числе разрешения, слоты, кэтеринг.

Игорь, а теперь расскажите, пожалуйста, о ваших планах на 2015 год. Какие новые сервисы будут доступны пользователям?

Начну с самого долгожданного шага – на днях мы запустили мобильное приложение Charterscanner, разработкой которого занималась наша собственная команда программистов. Были использованы современные технологии, чтобы скорость поиска бизнес-джета и функционирования системы через приложение не уступали основной версии сайта, а фундаментом идеи создания приложения послужила общая концепция быстрого и удобного заказа самолета с любого мобильного устройства в несколько кликов.

Мы очень внимательно отслеживаем все пожелания и отзывы пассажиров, на основании которых, в том числе, система эволюционирует. Приятно, что в последние 3-4 месяца мы слышим, в основном, восторженные отзывы в отношении нашего продукта, это вдохновляет всю команду на дальнейшее движение. В ближайшее время мы запустим live-чат для круглосуточного общения клиента напрямую с нашими профессионалами из операционного центра.

Мы проделали большую кропотливую работу не только по созданию своей собственной базы операторов, которая сейчас насчитывает 120 компаний с общим флотом более 550 самолетов, но и в визуальном оформлении всех ресурсов Charterscanner. Так, на сайте появился новый раздел – это уникальный каталог представленных в системе самолетов с их детальными характеристиками, информацией об операторах и реальными фотографиями интерьеров и экстерьеров. В новом году мы продолжим привлечение новых операторов из регионов Европы, СНГ и Ближнего Востока, но основная интересная работа ждет нас на рынке американского континента. В декабре мы обозначили появление еще одного представительства компании – в Атланте, штат Джорджия. Это первый офис Charterscanner в США и четвертый в мире. Не секрет, что доля американских чартерных перелетов составляет не менее 65% от общемирового потока.

Читайте также  Авиатаксисты двинулись за Урал

К концу 2015 года мы рассчитываем, как минимум, в 2 раза увеличить собственную базу самолетов, до 1200 бортов, в большей степени на североамериканском континенте. Бесспорно, колоссальное внимание мы будем уделять работе с текущими клиентами, повышая их лояльности, и воспользуемся маркетинговыми инструментами для популяризации платформы и привлечения новых пользователей. Для этого у нас есть все необходимые ресурсы, а главное – команда профессионалов, влюбленных в свое дело.   

Как в целом закончился год для компании? Насколько пополнилась клиентская база и база воздушных судов?

Для Charterscanner это был первый год работы с момента запуска системы, поэтому немного волнительно подводить итоги, но, несмотря на все трудности, с которыми пришлось столкнуться при «закладке фундамента» компании, я оцениваю 2014 год крайне положительно. Нам удалось расширить клиентскую базу и построить доверительные отношения более чем с 1000 клиентами из разных стран. В профессиональной среде известность и авторитет сервиса уже не ставится под сомнение. Можно говорить о том, что практически ежедневно мы добавляем в систему новых операторов и расширяем базу самолетов, доступных для чартерных рейсов. Благодаря нашей хорошей репутации, многие из управляющих компаний уже самостоятельно связываются с нами и высказывают желание предлагать свой флот самолетов клиенту через Charterscanner. Осенью мы снова проявили себя на лидирующих авиационных выставках Jet Expo, NBAA и MEBAA. Кроме этого, Charterscanner стал официальным членом ассоциаций бизнес-авиации в соответствующих регионах, в данный момент мы сотрудничаем с их руководством по вопросам развития и цивилизации рынка частной авиации. Об этом, я уверен, можно будет рассказать чуть позже, когда будут первые результаты от совместной работы.

В ноябре 2014 года общая стоимость проданных через систему рейсов превысила 4 млн. евро. Неплохой показатель эффективности работы, не так ли? В дальнейшем мы будем только наращивать объемы продаж. Charterscanner ожидает прекрасный год, в котором, уверен, результатом упорного труда команды станут серьезные достижения.